ДЕТИ УЧАТСЯ ЖИТЬ У ЖИЗНИ:
- Если ребенка постоянно критикуют — он учится ненавидеть.
- Если ребенок живет во вражде, он учится — быть агрессивным.
- Если ребенка высмеивают — он становится замкнутым.
- Если ребенок растет в упреках — он учится жить с чувством вины.
- Если ребенок растет в терпимости — он учится понимать других.
- Если ребенка хвалят — он учится быть благородным.
- Если ребенок растет в честности — он учится быть справедливым.
- Если ребенок растет в безопасности — он учится верить в людей.
- Если ребенка поддерживают — он учится ценить себя.
- Если ребенок живет в понимании и дружелюбии — он учится находить любовь в этом мире.
|
Цель, которую неосознанно преследует ребенок |
Поведение ребёнка |
Реакция взрослых |
Ответ ребенка на реакцию взрослых |
Рекомендации социального педагога |
1. |
Привлечь к себе внимание |
Ноет, шумит, встревает в разговор, не слушается и т.д. |
Обращают внимание и раздражаются |
Прекращает на время, затем снова начинает |
1. Игнорировать;
2. Обращять внимание, когда ведет себя хорошо;
3. Задать вопрос: "Может ты, хочешь, чтобы я обратила на тебя внимание?" |
2. |
Показать, что имеет власть над другими |
Отказывается делать то, что от него хотят |
Пытается использовать свою власть, чтобы заставить, начинает сердиться |
Упрямится или усиливает неповиновение |
Избегать борьбы за власть |
3. |
Отплатить, отомстить, взять реванш |
Вредит или портит вещи, может оскорбить |
Считают ребенка подлым и злым, чувствуют гнев, обиду |
Чувствует себя оскорбленным, стремится отплатить еще и за это |
Не показывать свой гнев |
4. |
Продемонстрировать свою неспособность и неадекватность |
Не способен научиться самостоятельным навыкам, требует помощи |
Соглашаются с тем, что ребенок ни на что не способен |
Остается беспомощным |
Поверить в способности и возможности ребенка, дать ему понять, что в него верят |
|
|
Методические рекомендации социального педагога учителям начальных классов и родителям
Рекомендации при возникновении напряжения в общении
- Проявлять естественное внимание к собеседнику, доброжелательность, терпимость, дружелюбие.
- Держаться спокойно, не терять самоконтроля. Говорить лаконично, чуть медленнее, если собеседник излишне взволнован.
- Установить контакт глазами и стараться не терять его.
- Дать собеседнику понять, что вы понимаете его состояние (приблизиться, наклониться к нему).
- Признать свою вину, если объективно таковая есть.
- Постараться предельно тактично показать собеседнику, в чем, как вам кажется, он тоже не прав.
- Показать, что вы заинтересованы с решении проблемы собеседника, сотрудничестве с ним, будете поддерживать его, если это не противоречит интересам дела.
Рекомендации при работе с капризными и упрямыми детьми
- Задайте себе вопрос, не подражает ли ребенок Вам. Иногда мы бурно реагируем на поступки ребенка, напоминающие наши собственные, потому что слишком хорошо знаем свои недостатки.
- Не стыдите ребенка, не отталкивайте его. Не читайте долгих нотаций по каждому поводу. Добивайтесь своего с помощью кратких и простых наставлений.
- Подумайте, не связано ли поведение ребенка со слишком длительным пребыванием перед телевизором.
- Подумайте, не стимулирует ли ребенок избыток активности. Некоторым детям требуется мостик между предельной активностью и временем тихих игр. Им приносят пользу успокаивающие занятия.
- Большинство детей "перерастают" свои капризы, как только научатся ясно выражать свои желания.
- Иногда дети капризничают и упрямятся перед началом болезни или в период выздоровления.
- Вместо того, чтобы реагировать только на недозволенное поведение ребенка, попытаться выявить случаи хорошего поведения и вознаградить ребенка объятиями, поцелуями и похвалами.
Рекомендации при работе с гиперактивными детьми
- Необходима точная диагностика болезни на основании выявления причин и патогенеза.
- Необходимо физическое закаливание ребенка.
- Необходима организация коллективных игр соревновательного характера, чтобы снять вялость движений ребенка, заинтересовать его.
- Необходимо обучение приемам действий в различных видах деятельности, следует также разнообразить виды самообслуживания.
Рекомендации по общению с ворующими детьми
- Ваша цель - помочь ребенку контролировать свои порывы и пояснить, почему такое поведение неприемлемо. Вы должны научить ребенка, чтобы он научился просить разрешения, а не просто брать понравившийся ему предмет.
- Если Вам необходимо выяснить у ребенка, что произошло, поставьте вопрос следующим образом: "У Маши пропали карандаши, и Елена Ивановна считает, что их мог взять ты. Это правда?"
- Если ребенок признается в том, что он взял чужую вещь, похвалите его за чистосердечное признание, а потом объясните последствия такого поступка. Если он будет отрицать свою вину, не обвиняйте его во лжи, а расспросите настойчивее. Не обыскивайте ребенка. Дайте ему возможность обдумывать свои слова. Возможно он скажет, что "нашел" эту вещь. Объясните ребенку, что одно дело распоряжаться своими вещами, но совсем другое - брать чужие без разрешения.
- Дети не слишком искусно скрывают информацию, поэтому ведите расспросы настойчиво. Истина может постепенно всплыть после наводящих вопросов.
- Не ждите, что после одного разговора случаи воровства сразу прекратятся. Усвоение таких правил требует повторения.
- Иногда дети воруют, если им кажется, что ими пренебрегают, относятся к ним несправедливо или же что, взрослые слишком давят на них. Таким детям необходимо чувствовать, что они имеют значение, им требуется похвала.
|