Управляющий совет
Управляющий совет – коллегиальный орган управления, деятельность
которого основывается на принципах добровольности и безвозмездности участия в его работе, гласности.
К компетенции Управляющего совета относятся:
- принятие программы развития Учреждения;
- принятие Положения о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;
принятие сметы расходования средств, полученных Учреждением от уставной приносящей доход деятельности, и из иных внебюджетных источников;
- заслушивание отчета директора Учреждения о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств;
- обеспечение социальной защиты учащихся при рассмотрении в государственных и муниципальных органах вопросов, затрагивающих интересы этих обучающихся;
осуществление контроля организации питания учащихся, медицинского обслуживания, соблюдения норм охраны труда в целях сохранения жизни и здоровья учащихся Учреждения;
- принятие и внесение изменений в Правила внутреннего распорядка учащихся;
- принятие решения о применении к учащемуся Учреждения меры дисциплинарного взыскания, в том числе об отчислении из Учреждения несовершеннолетнего учащегося, достигшего возраста пятнадцати лет и не получившего основного общего образования, с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; решение об отчислении учащихся – детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства;
- установление требований к одежде учащихся Учреждения в соответствии с типовыми требованиями, утвержденными уполномоченными органами государственной власти Орловской области;
- иные вопросы в соответствии с действующим законодательством.
Управляющий Совет вносит директору Учреждения предложения в части:
- материально-технического обеспечения и оснащения образовательного процесса, оборудования помещений Учреждения (в пределах выделяемых средств);
- создания в Учреждении необходимых условий для организации питания, медицинского обслуживания учащихся;
- охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников Учреждения;
-организации работы Учреждения по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- соблюдения прав и свобод учащихся и работников Учреждения;
- обеспечения санитарно-гигиенического режима;
- награждения и поощрения работников Учреждения с учетом качества предоставляемых услуг;
- организации иных мероприятий, проводимых в Учреждении.
Из опыта работы Управляющего совета
Работа Управляющего совета
Несколько лет назад коллегиальный орган управления – Управляющий совет стал неотъемлемой частью лицейской структуры управления образовательной организацией.
Прежде всего Управляющий совет – это та переговорная площадка, которая может объединить представителей разных органов управления школой, где все участники могут не только обсудить значимые вопросы и договориться, в каком направлении развиваться школе, но и все вместе включиться в реализацию поставленных целей и задач.
Так зачем нужен Управляющий совет? Задачи, стоящие перед Управляющим советом, серьезные. Это разработка и корректировка стратегии развития лицея, определение целей, задач и ресурсов, необходимых для их достижения. Это создание и использование механизмов привлечения дополнительных ресурсов и участие в финансово-хозяйственной деятельности лицея. Это обеспечение прозрачности не только в деятельности лицея, организации образовательного процесса, но и в финансовых вопросах. И, наконец, это обеспечение доступности информации для всех участников образовательного процесса. Но конечная цель работы Управляющего совета – содействие улучшению качества образования.
На наш взгляд, одна из самых актуальных проблем в деятельности Управляющего совета – это привлечь родителей к активному участию в жизнедеятельности лицея. В каждой школе есть родители, которым небезразлично, в каких условиях обучаются их дети, и которые готовы тратить своё личное время, силы и возможности на благо своих детей и процветание школы. Поэтому в лицее по инициативе Управляющего совета и при его участии организуются различные мероприятия для активизации родительской общественности, для сплочения всех участников образовательного процесса, для обеспечения его открытости. Так, стали традицией совместные акции по оказанию гуманитарной помощи бойцам, акция «Дорога в школу», тематические смотры художественного творчества, семейный марафон «Поем всем лицеем», субботники и спортивные соревнования. Ежегодно проводится День лицея. В этот день можно увидеть результат деятельности объединений дополнительного образования или проектно-исследовательской работы, посетить открытые уроки или выставки детского творчества. Члены Управляющего совета выступают в качестве общественных наблюдателей при проведении школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников, проведении ВПР, приемке лицея к новому учебному году, активно работают в составе общественной комиссии по контролю за организацией питания. Решения, принятые Управляющим Советом, обязательно доводятся до родителей, обучающихся и педагогического коллектива школы.
Управляющий совет – великая сила. Его решения обязательны для всех участников образовательного процесса. Главные перемены школьной жизни: переход на пятидневную учебную неделю в 1-6 классах, организация платных услуг, ведение электронного журнала, организация профильного обучения, организация безналичной оплаты в школьной столовой, принятые решениями Управляющего совета, – способствовали повышению эффективности образовательного процесса.
С участием Управляющего совета разработаны и реализованы проекты социальной направленности, обеспечивающие патриотическое воспитание. Под руководством Управляющего совета с целью воспитания чувства патриотизма, любви к родному городу реализованы проекты «Добро в твоем сердце», «Ветеран живет рядом», концерт для пожилых жителей микрорайона, концерты, посвященные Дню матери, Дню защитника Отечества, Дню Победы. Стала традицией реализация проекта «Мы за безопасность на дорогах». Мы считаем, что такое взаимодействие взрослых и детей дает положительный эффект как для школы, так и для общественности и местного социума, поскольку именно социальные проекты решают одновременно проблемы и микрорайона, и школы.
Таким образом, становится очевидным, что сегодня школа не должна оставаться один на один со своими проблемами. Участие родителей, общественности в жизни школы необходимо. Одна из главных задач Управляющего совета – сплочение сообществ педагогов, обучающихся и их родителей. Это нужно для того, чтобы, обсуждая вопросы развития образовательного учреждения, каждый из членов совета понимал значимость общего дела, чтобы проблемы школы не были лишь головной болью директора школы, педагогов… Плохо это или хорошо, но факт остается фактом: школа перестала быть учреждением, которое полностью финансируется государством. Общественность к осознанию этого факта надо готовить, и роль Управляющего совета в данном процессе трудно переоценить. Надеюсь, со временем общество поймет и примет как аксиому: школа – наша общая забота. И если родители хотят, чтобы их ребенок учился в хороших условиях, надо эти условия создать.
Панченкова Ольга Михайловна, председатель Управляющего совета Муниципального бюджетного общеобразовательного лицея № 18 г. Орла.