Родителям
10 "НЕЛЬЗЯ" для родителей
Как помочь подростку, испытывающему стресс
Методические рекомендации социального педагога учителям начальных классов и родителям
Памятка "Профилактика, выявление и реагирование в случае суицидальных проявлений: социальный аспект"
Кому помогает Кризисный центр "Орловский"?
Правил о том, как воспитывать ребенка, пригодных на все случаи жизни, не существует. Все дети разные. Но есть вещи, которые противопоказаны при общении с любым ребенком без исключения. Речь идет о том, чего родителям делать нельзя. Если Вы хотите воспитать человека, которому присуща самодисциплина, вам надо в первую очередь развивать его самосознание, стремиться к тому, чтобы у ребенка сформировался положительный образ самого себя, и избегать всего, что разрушает этот положительный образ. Недозволенные в воспитании приемы.
- Не унижайте ребенка!
- Не угрожайте!
- Не вымогайте обещаний!
- Не опекайте излишне!
- Не требуйте немедленного повиновения!
- Не потакайте ребенку!
- Будьте последовательны!
- Не требуйте того, что не соответствует возрасту ребенка!
- Не морализируйте и не говорите слишком много!
- Не лишайте ребенка права оставаться ребенком!
Вот несколько приемов для того, чтобы помочь подростку преодолеть стрессовую ситуацию:
- Когда подросток вам что-то рассказывает, обязательно дайте ему понять, что слушаете, - невнимание, настоящее или кажущееся, способно сильно ранить его, вызвать дополнительный стресс.
- Ваш тон в разговоре с подростками никогда не должен быть насмешливым, саркастичным или всезнающим. Подростка всегда раздражает само упоминание о том, что у вас больше жизненного опыта, и значит, вы больше знаете об обсуждаемом предмете. Всегда воспринимайте всерьез его предложения, замечания.
- Заметив, что ребенок испытывает стресс – постарайтесь вызвать его на разговор. Возможно, он сам хочет поделиться своими проблемами, но не позволяет самолюбие.
- Старайтесь не забывать хвалить подростка как можно чаще. Отыскивайте в его действиях малейший повод, чтобы выразить свое одобрение, - это очень важно для повышения его самооценки.
- Если результат труда подростка не соответствует вашим ожиданиям, все равно похвалите его за усилия. Пусть он знает, что вы цените его в любом случае – будет он совершенством во всех отношениях или нет.
- Делая замечания подростку, осуждайте его поступок, а ни в коем случае не его самого. Не следует отождествлять с ним его действия.
Рекомендации при возникновении напряжения в общении
- Проявлять естественное внимание к собеседнику, доброжелательность, терпимость, дружелюбие.
- Держаться спокойно, не терять самоконтроля. Говорить лаконично, чуть медленнее, если собеседник излишне взволнован.
- Установить контакт глазами и стараться не терять его.
- Дать собеседнику понять, что вы понимаете его состояние (приблизиться, наклониться к нему).
- Признать свою вину, если объективно таковая есть.
- Постараться предельно тактично показать собеседнику, в чем, как вам кажется, он тоже не прав.
- Показать, что вы заинтересованы с решении проблемы собеседника, сотрудничестве с ним, будете поддерживать его, если это не противоречит интересам дела.
- Задайте себе вопрос, не подражает ли ребенок Вам. Иногда мы бурно реагируем на поступки ребенка, напоминающие наши собственные, потому что слишком хорошо знаем свои недостатки.
- Не стыдите ребенка, не отталкивайте его. Не читайте долгих нотаций по каждому поводу. Добивайтесь своего с помощью кратких и простых наставлений.
- Подумайте, не связано ли поведение ребенка со слишком длительным пребыванием перед телевизором.
- Подумайте, не стимулирует ли ребенок избыток активности. Некоторым детям требуется мостик между предельной активностью и временем тихих игр. Им приносят пользу успокаивающие занятия.
- Большинство детей "перерастают" свои капризы, как только научатся ясно выражать свои желания.
- Иногда дети капризничают и упрямятся перед началом болезни или в период выздоровления.
- Вместо того, чтобы реагировать только на недозволенное поведение ребенка, попытаться выявить случаи хорошего поведения и вознаградить ребенка объятиями, поцелуями и похвалами.
- Необходима точная диагностика болезни на основании выявления причин и патогенеза.
- Необходимо физическое закаливание ребенка.
- Необходима организация коллективных игр соревновательного характера, чтобы снять вялость движений ребенка, заинтересовать его.
- Необходимо обучение приемам действий в различных видах деятельности, следует также разнообразить виды самообслуживания.
- Ваша цель - помочь ребенку контролировать свои порывы и пояснить, почему такое поведение неприемлемо. Вы должны научить ребенка, чтобы он научился просить разрешения, а не просто брать понравившийся ему предмет.
- Если Вам необходимо выяснить у ребенка, что произошло, поставьте вопрос следующим образом: "У Маши пропали карандаши, и Елена Ивановна считает, что их мог взять ты. Это правда?"
- Если ребенок признается в том, что он взял чужую вещь, похвалите его за чистосердечное признание, а потом объясните последствия такого поступка. Если он будет отрицать свою вину, не обвиняйте его во лжи, а расспросите настойчивее. Не обыскивайте ребенка. Дайте ему возможность обдумывать свои слова. Возможно он скажет, что "нашел" эту вещь. Объясните ребенку, что одно дело распоряжаться своими вещами, но совсем другое - брать чужие без разрешения.
- Дети не слишком искусно скрывают информацию, поэтому ведите расспросы настойчиво. Истина может постепенно всплыть после наводящих вопросов.
- Не ждите, что после одного разговора случаи воровства сразу прекратятся. Усвоение таких правил требует повторения.
- Иногда дети воруют, если им кажется, что ими пренебрегают, относятся к ним несправедливо или же что, взрослые слишком давят на них. Таким детям необходимо чувствовать, что они имеют значение, им требуется похвала.